Симптомы ожоговой септикотоксемии
Описание и симптомы ожоговой септикотоксемии. Примерно через 10 – 14 дней после получения ожога у пациента начинается период ожоговой септикотоксемии. Это тяжелая токсико-инфекционная патология, появляющаяся при развитии гноеродных и гнилостных процессов в ожоговых ранах и в резорбции в кровеносное русло микробов, их токсинов и продуктов распада погибших тканей.
Симптомы ожоговой септикотоксемии. Период септикотоксемии принято разделять на две фазы. Первая длится 2 – 3 недели и характеризуется отторжением струпа. Вторая фаза – это период существующих гранулирующих ран, который длится до полного их заживления. Для первой фазы характерны симптомы тяжелой интоксикации, обусловленные всасыванием продуктов жизнедеятельности микрофлоры. Для второй фазы характерно смягчение интоксикационной симптоматики, однако, если не восстановить целостность кожных покровов, как правило, развивается истощение с тяжелыми дистрофическими изменениями во внутренних органах, эндокринной недостаточностью, резким ослаблением защитных сил организма, снижением иммунитета и прекращением репаративных процессов в ране. Это может привести к развитию одного из грозных осложнений ожоговой болезни – сепсису. Состояние больного резко ухудшается, появляется высокая лихорадка с размаха ми в 2 – 3 °С, в анализах крови нарастает лейкоцитоз, нейтрофилез со сдвигом формулы влево, в посевах крови наблюдается рост стафилококковой микрофлоры. Прогрессируют нарушения белкового обмена с выраженным отрицательным азотистым балансом. Потеря массы тела достигает 20 – 30%, характерны адинамия и пролежни, контрактуры и вывихи, осложнения со стороны сердечно-сосудистой системы, легких и ЖКТ. Все это – основные симптомы сепсиса и ожогового истощения.
Основными показаниями к проведению инфузионно-трансфузионной терапии являются анемия, гипо- и диспронеинемия, метаболические нарушения, снижение защитных сил организма, интоксикация.
Выбор инфузионно-трансфузионных сред зависит от тяжести проявлений ожоговой болезни, нарушений со стороны крови, показателей обмена (водно-электролитного, белково-азотистого), состояния и функции легких, почек, сердечнососудистой системы.
Показатели белка крови на уровне 6,5 – 8,0 г/л свидетельствуют о благоприятном течении раневого процесса и готовности ран к пластике. Инфузионно-трансфузионная терапия должна сопровождаться рациональным питанием с высококалорийной, витаминизированной пищей. Количество белков и калорий должно превышать в 1,5 – 2 раза физиологическую потребность. При восстановлении всасывающей и моторной функций желудочно-кишечного тракта парентеральное питание можно заменить энтеральным зондовым питанием с использованием глюкозо-белково-жировых смесей. Переливание крови является необходимым компонентом в борьбе с анемией, в профилактике ожогового истощения в период предоперационной подготовки. Гемотрансфузии назначаются по плану 3 раза в неделю, в промежутках между гемотрансфузиями целесообразно переливать белковые и аминокислотные препараты, растворы глюкозы для восполнения азотистого баланса, энергетических затрат, устранения гипо- и диспротеинемии. Такая интенсивная терапия должна проводиться в первые 3 – 5 недель. После восстановления кожного покрова объем переливаний уменьшается и зависит от общего состояния больного и лабораторных показателей крови.
Реконвалесценция
Ликвидация ожоговых ран еще не дает право говорить о выздоровлении пациента, период реконвалесценции в зависимости от тяжести травмы может занимать до одного года и более, однако нарушения функции сердца, печени, почек, легких, изменение психики больного могут продолжаться длительное время. Об этом надо помнить при планировании различных реконструктивных операций.
Лечение в фазе реконвалесценции – это консервативное лечение последствий ожоговой травмы, подготовка к оперативному.